Все тексты, опубликованные здесь,
открыты для свободного распространения по лицензии Creative Commons Attribution.
«Берег» — это кооператив независимых журналистов.
Вышел подкаст «Съешь апельсин» — об истории лучшей советской музыкальной сказки «Али-Баба и 40 разбойников» Послушайте все эпизоды здесь
Кооператив независимых журналистов «Берег» выпустил документальный подкаст «Съешь апельсин». В нем журналисты Виктор Давыдов и Александр Садиков исследуют историю музыкального спектакля «Али-Баба и 40 разбойников» 1981 года — одной из самых популярных детских пластинок в СССР. Авторы рассказывают о процессе создания пластинки, обсуждают ее место в русскоязычной культуре и выясняют, как сказка воспринимается сегодня, во время войны. Все восемь эпизодов вышли сразу. Их можно послушать прямо здесь, на сайте «Берега», а также на всех основных аудиоплатформах и на ютьюбе.
Пластинку «Али-Баба и 40 разбойников» создал звездный состав авторов. Пьесу написал Вениамин Смехов, музыку сочинили Сергей Никитин и Виктор Берковский, а сыграли все это Олег Табаков, Сергей Юрский, Наталья Тенякова, Армен Джигарханян, Леонид Филатов, Татьяна Никитина и сам Смехов.
Сказка появилась во времена глубокого застоя — и на излете брежневской эпохи выражала надежду на то, что все, что «было навсегда», когда-нибудь закончится. Вероятно, и сегодня, когда идет война, а многим людям в России и за ее пределами кажется, что темные времена никогда не пройдут, «Али-Баба» сможет подарить немного надежды.
«Что-то будет». С чего начался «Али-Баба» — и при чем тут персидская поэзия и актерские капустники
Как вышло, что актер и звезда фильма про мушкетеров Вениамин Смехов стал автором невероятно популярной детской сказки? И как во времена глубокого застоя могло появиться такое оптимистичное и свободное произведение?
«Почему Сим-Сим». Как Вениамин Смехов придумал сказку, перемешав старинную историю с советскими мемами
Второй эпизод — об истории сказки. Откуда вообще взялась эта история? С чего вдруг ею заинтересовались в СССР? И почему Шахерезада на самом деле тут ни при чем?
«Целый день поет он и танцует, вот!» Как барды Никитин и Берковский сочинили настоящий мюзикл
В третьем эпизоде Сергей и Татьяна Никитины рассказывают, как бардам удалось написать музыку с элементами советской эстрады, западного диско и мотивами, которые должны были восприниматься как «восточные».
Кроме того, мы узнаем, как еще до записи в студии звучала сказка в исполнении самих авторов: слушаем демо-кассету Никитина и Берковского. А также обсуждаем, почему авторская песня давала исполнителям и слушателям чувство свободы в несвободной стране.
«Сначала песня, а потом момент любой». Музыковед Анна Виленская объясняет, как устроена «Али-Баба» — и что общего у этих песен с Boney M, Queen и Radiohead
В четвертом выпуске пристально изучаем музыку «Али-Бабы и 40 разбойников», чтобы понять, чем же она нас цепляет.
Это диско и поп-музыка? А может, джаз и эстрада? Какие приемы из песен Boney M и Queen можно услышать на «Али-Бабе»? И есть ли там элементы настоящей восточной музыки?
Обсуждаем с музыковедом, композитором, популяризатором классической музыки (вот ее ютьюб-лекции) Анной Виленской.
«Очень хорошо. А теперь все вместе!» Как лучшие драматические актеры СССР стали детскими певцами — и записали настоящий шедевр
Кастинг на «Али-Бабу», по воспоминаниям Никитиных, шел «через плов»: Вениамин Смехов позвал на главные роли своих друзей и любимых актеров — Олега Табакова, Сергея Юрского, Наталью Тенякову, Армена Джигарханяна. И не прогадал!
Также в пятом эпизоде: театровед Наталья Пивоварова объясняет, почему для записи детской музыкальной пластинки понадобились именно серьезные драматические артисты.
«Ты думаешь, я бедный и голодный». Пожалуй, самые известные строчки сказки спел Михаил Ганеев. Кто это? И что мы знаем о его загадочном ансамбле «Панорама»?
Шестой эпизод — о музыкантах, которые играли и пели на пластинке. Говорим об элите советской эстрады — ансамбле «Мелодия» под управлением Георгия Гараняна — и открываем для себя удивительную историю вокалиста Михаила Ганеева, чей загадочный коллектив обозначен на обложке «Али-Бабы» как «ансамбль „Панорама“».
Среди наших собеседников в этом выпуске — барабанщик «Мелодии» Александр Симоновский и музыкальный журналист, автор телеграм-канала «Красная книга» Денис Бояринов.
«Зачем новый брат у Али-Бабы?» Почему другие воплощения пьесы нам не по душе? И как теперь относиться к стереотипному изображению «Востока»?
В седьмом эпизоде обсуждаем жизнь музыкальной сказки «Али-Баба и 40 разбойников» после выхода пластинки. Как ее исполняют в среде авторской песни? Как ставят в театрах, в кино и на телевидении — и почему эти воплощения редко могут сравниться с оригиналом (а некоторые, как новогодний телефильм 2005 года, вообще кажутся надругательством над сказкой)?
Кроме того, в этом эпизоде мы обсуждаем с антропологом Сергеем Абашиным, как быть с тем, что «Али-Баба» — как и многие другие произведения массовой культуры «про Восток» — наполнен ориенталистскими клише.
«За что нам так приятны неприятности». Чему нас научил «Али-Баба»?
В финале подкаста отвечаем на главный вопрос: в чем же все-таки феномен «Али-Бабы» и зачем эту сказку слушать сегодня?
Слушайте «Съешь апельсин» на всех основных аудиоплатформах и на ютьюбе. Ставьте оценки, пишите отзывы, рассказывайте о нашем подкасте друзьям и знакомым.