Все тексты, опубликованные здесь,
открыты для свободного распространения по лицензии Creative Commons Attribution.

«Берег» — это кооператив независимых журналистов.

На свете более миллиарда католиков. Как научить их слушать и понимать друг друга в условиях беспрецедентного церковного раскола? Папа Франциск — «кризисный менеджер», который придумал решение. Вот как оно выглядит

4 октября в Ватикане начала работу XVI сессия Генеральной ассамблеи Синода епископов. Она проходит в обстановке тяжелейшего институционального кризиса, которого католическая Церковь не знала со времен Реформации. Дело далеко не только в отказе рукополагать в священники женщин или гомосексуальных людей. Кризис связан в том числе с тем, что Церковь массово покидают прихожане — однако ее размеры и масштаб по-прежнему не позволяют найти компромисс по многим вопросам. Еще одна важная проблема — модель отношений между верующими, которая возникла по образцу абсолютистских монархий еще в XVI веке.

По просьбе «Берега» кандидат исторических наук, специалист по истории католицизма Борис Филиппов объясняет, как папа римский Франциск необычными методами собирает Синод — и к чему это может привести.

XVI Генеральная ассамблея Синода епископов проходит в Ватикане под председательством папы римского Франциска с 4 по 29 октября. Ее решения могут стать революционными для Римской католической церкви.

Одной из первых неожиданностей стала организация работы Синода. Франциск позаботился о том, чтобы представить на мероприятии весь спектр внутрицерковных позиций: от либеральных и реформаторских до консервативных и традиционалистских. Планировалось, что в работе Синода поучаствуют около 450 человек (включая приглашенных экспертов), с правом голоса — 365. При этом Франциск наделил этим правом 70 мирян, в их числе 54 женщины.

Правда, не все из 450 приглашенных приехали на Синод — по разным причинам. В итоге в мероприятии участвуют 305 мужчин с правом голоса (их называют «синодальные отцы»; среди «отцов» — сам Франциск, а также семь мирян) и 51 женщина, включая 25 монахинь (по аналогии — «синодальные матери»).

Интересно и место проведения ассамблеи — заседания проходят в так называемом Актовом зале Павла VI. Из зала убрали большинство кресел, а синодальные отцы и матери располагаются вокруг 35 круглых столов. За одним из них сидит Франциск. Каждому из участников назначено место, но оно не будет постоянным на протяжении всего Синода. Единственное ограничение для организаторов — язык: необходимо, чтобы все сидящие за столом имели возможность общаться. Таким образом участники ассамблеи смогут активно знакомиться друг с другом и обмениваться идеями.

В конце дня один из участников каждого стола выступает перед всеми делегатами ассамблеи с трехминутным сообщением о теме дискуссии и ее результатах — эту информацию передают в секретариат Синода.

Новый формат ассамблеи напрямую связан с основной идеей папы: Церковь должна стать синодальной — то есть открытой для диалога, умеющей слушать и слышать прихожан

В марте 2013 года после беспрецедентной отставки Бенедикта XVI на папский престол был избран кардинал Хорхе Марио Бергольо. Приняв имя Франциска, он показал, что понимает поставленную перед ним кардиналами задачу: вывести католическую Церковь из кризиса (о котором мы расскажем ниже). В сериале «Новый папа» режиссер Паоло Соррентино показывает возможные варианты пап: чудотворец, поэт, нищелюбец. Все они бессильны справиться с кризисом. Окончательный выбор по Соррентино: Церкви нужен хороший администратор. Судя по всему, 76-летний на момент избрания кардинал Бергольо оказался именно такой фигурой.

Обращение к «круглым столам» вполне в духе Франциска. Еще в 2014-2015 годах он созвал свой первый Синод епископов, посвященный «духовным испытаниям в семье», и применил неслыханный в истории Церкви прием — фактически разведку боем. Он разделил работу Синода на две сессии. Первой предшествовало всецерковное анкетирование. При этом от конкретного епископа зависело, ответит ли на вопросы только его епархиальная курия или же анкета будет размещена в интернете и в ответе будет учтена позиция всех священников и верующих, относящихся к приходу.

Тогда Синод показал неготовность мирового епископата к новому взгляду на проблемы. Даже в вопросах, по которым удалось собрать большинство голосов, ни разу не получилось собрать хотя бы двух третей, не говоря о привычном прежде единогласии. Главный и очень актуальный вопрос о допуске к причастию разведенных людей (речь в том числе о миллионах не по своей воле разведенных верующих женщин) не получил положительного разрешения. Папа своей властью оставил этот вопрос на усмотрение местных епископов. Но, столкнувшись с отрицательной реакцией епископов, позднее не осмелился дать разрешение на рукоположение в сан «испытанных» (то есть благочестивых и пожилых) женатых мужчин. О таком разрешении его просили на Синоде епископов Пан-Амазонского региона в 2019 году. В этом регионе катастрофически не хватает священнослужителей — всего один священник приходится на семь-восемь тысяч верующих.

Тем не менее Франциск продолжил интересоваться мнением паствы — и самой масштабной подобной акцией стала подготовка к нынешней ассамблее. Один из важнейших показателей кризиса (о его сути ниже) — интеллектуальное бессилие Церкви. В ней нет идеологов, способных предложить реалистичную программу выхода из кризиса. Поэтому Франциск обратился за советом ко всей Церкви.

Папа, в частности, решил поднять вопрос о будущем Церкви без клерикализма и епископализма — причем попросил поделиться мнением абсолютно всех католиков и даже заинтересованных бывших верующих. На разосланные по всем епархиям соответствующие вопросы необходимо было ответить на епархиальном, поместном (национальном), континентальном (региональном) и центральном (в Ватикане) уровнях. Старт процессу, который был рассчитан на два года, дали 17 октября 2021 года.

Главная задача, по задумке Франциска, — изменить имидж и модель Церкви: вместо сурового воспитателя мир должен увидеть «полевой госпиталь» для всех без исключения нуждающихся в помощи и духовном окормлении (в том числе это ЛГБТК-люди, мигранты и другие незащищенные группы). Новую модель папа назвал синодальной — это значит, что в ней все крещеные люди имеют право голоса и активно участвуют в принятии решений.

При этом еще в марте 2021 года, когда папа объявил о созыве XVI сессии Генеральной ассамблеи Синода епископов, мало кто из католиков знал, что такое синодальность. Но впервые в истории на приходах, в монастырях, в мирянских общинах и католических школах собирались группы верующих, обсуждая важнейшие задачи, стоящие перед Церковью. Результаты работы местных групп отправляли в епархиальные секретариаты, которые подводили первые итоги дискуссий — и они не всегда оказывались приятны для епископа и доступны для общественности (так, в Польше от публикации обобщающего документа отказались пять епархий, а две даже не составили краткого сообщения).

Стоит отметить, что опыт дискуссий между духовенством и мирянами не был изобретением Франциска. Он характерен для приходов в Латинской Америке, а в Европе — для Швейцарии и Германии. Но двухлетнее обсуждение церковных проблем сделало понятие синодальной церкви — открытой для диалога, слушающей простых людей, более демократичной, — известным значительной части католиков во всем мире. В этом заключался, по мнению польского теолога и журналиста Эдварда Августина, «первый успех папского проекта».

Но у проекта синодального обсуждения обнаружилось несколько, казалось, непреодолимых препятствий, связанных с тяжелейшим институциональным кризисом Церкви. И дело далеко не только в отказе рукополагать в священники женщин или гомосексуальных людей.

Церковь в глубоком кризисе: из нее массово уходят прихожане, а ее размеры и масштаб по-прежнему не позволяют прийти к согласию по многим вопросам

Кризиса, сравнимого с нынешним, католическая Церковь не знала со времен Реформации XVI века.

Только формально в Церкви состоит более 1,3 миллиарда членов. И существуют глубокие различия между представлениями о Церкви и необходимых ей реформах у европейцев и североамериканцев с одной стороны и представлениями духовенства церквей Латинской Америки, Африки и Азии (которые тоже не тождественны друг другу) — с другой.

У каждой страны, региона, континента есть не только свои требования, но и особый способ восприятия некоторых богословских понятий (даже ключевых — таких как авторитет, власть, служение). В африканской среде эти понятия воспринимаются иначе, чем в европейской, азиатской или латиноамериканской. Единству понимания противостоит разнообразие культур, традиций и менталитетов. Вопросы, важные для западных католиков, — например, гомосексуальные отношения или женское священство, — для жителей Латинской Америки были вторичными и третичными, а для африканцев и вовсе недопустимыми. Опыт мирового коммунистического движения показал, что использование всеми одинаковых терминов не означало единомыслия, что показало возникновение еврокоммунизма и марксизма с китайской спецификой. Сможет ли Синод справиться с такой проблемой — одно из многих неизвестных.

Кроме того, сегодня из Церкви массово уходят верующие. Самая многочисленная в Европе Церковь Польши за десять лет, с 2011 по 2021 год, потеряла 6,6 миллиона человек, а самая богатая в Европе Церковь Германии — более двух миллионов человек за пять последних лет.

Покидающие Церковь люди в большинстве остаются верующими: кто-то из них переходит в новообразующиеся религиозные объединения, а значительная часть сохраняет веру, но не относит себя ни к какой церкви.

Этот процесс начался давно. 18 лет назад директор Института религиоведения на Кубе рассказал автору, что, по его оценке, в странах Латинской Америки из католической Церкви в новые религиозные образования ежегодно уходят от 2 миллионов до 2,5 миллиона человек.

Но и оставшихся в Церкви верующих ее духовенство не всюду в состоянии обеспечить участием в богослужениях, причастием, духовным окормлением. Дело в том, что с 1971 года прекратился рост числа священников — и это при постоянном и быстром росте числа крещеных. В 2021 году числа, по данным издания L 'Osservatore Romano («Римский обозреватель»), были такими: 407 тысяч священников на 1 миллиард 370 миллионов крещеных католиков.

Существует и еще один раскол — связанный со взглядом верующих на проблемы Церкви

Линия раскола проходит между теми, кто считает, что Церковь находится в глубочайшем кризисе, и теми, кто этого кризиса не видит — и, соответственно, выступает против любых изменений и реформ. Однако и среди тех, кто признает наличие проблем, нет единства. Есть большая группа консерваторов, которые готовы к реформам и даже к децентрализации Церкви, но исключительно в рамках существующей Пост-Тридентской модели.

Пост-Тридентская модель возникла по образцу абсолютистских монархий XVI века и основана на принципе превосходства духовенства над мирянами. В этом ее важнейшая проблема: жесткое разделение на поучающее духовенство и покорно внимающих, не имеющих права голоса мирян, а также отсутствие коммуникации между ними. Этот барьер на доктринальном уровне разрушил II Ватиканский собор, прошедший в 1962-1965 годах. В ходе него мирян признали активной частью Церкви. Папа римский Франциск поставил перед собой еще более амбициозную задачу — научить духовенство и мирян слушать друг друга.

При этом консерваторы пытаются сохранить власть духовенства. Им противостоят реформаторы, сторонники Франциска и глубокой трансформации церковной модели. Однако предложенные нынешним папой изменения даже трудно назвать реформами, это скорее революционные преобразования.

Есть также «крайне левый» фланг — на нем находятся так называемые церковные либералы, сторонники радикального приведения церковной модели в соответствие с современными европейскими представлениями о демократии и правах человека. Но позиция и консерваторов, и реформаторов, и либералов — это скорее пожелания, чем продуманная программа.

Благодаря образовательной революции и массовому доступу к интернету у всех участников диалога о будущем Церкви есть право голоса. А масштаб кризиса создал условия, при которых у всех есть возможность высказаться — и попытаться добиться учета своей позиции.

К практическим вопросам участники Синода перейдут еще не скоро. Пока они просто должны научиться слушать друг друга

Весной и летом 2023 года материалы епархиальных, национальных и региональных обсуждений поступили в Ватикан. В августе 2023 года был опубликован предназначенный для Синода рабочий документ Instrumentum laboris: «Церковь, которая принимает всех и не устраняет различий». Ключевые термины в нем: прозрачность, ответственность и подотчетность. Раздел Б документа под названием «Общение, Миссия, Участие» освещает приоритетные вопросы для обсуждения в октябре 2023 года:

  • Участники обсуждения должны научиться диалогу, «приветствуя всех, не исключая никого».
  • Для диалога важны «признание и оценка вклада в миссию каждого крещеного».
  • Пожалуй, самый сложный вопрос — определение такой структуры управления Церковью, чтобы она могла быть миссионерской и синодальной.

Есть и другие важные вопросы

  • Как Церковь нашего времени может лучше выполнять свою миссию, признавая и поощряя достоинство женщин при крещении?
  • Как обновить и поддержать епископское служение в синодальной миссионерской перспективе?
  • Какие структуры можно развивать для укрепления миссионерской синодальной Церкви?
  • Как способствовать синодальности и коллегиальности в поместных церковных группах?
  • Как можно укрепить институт Синода, чтобы он был выражением епископской коллегиальности в Церкви, полностью пронизанной синодальностью?

Документ, по словам авторов, составлен таким образом, чтобы «избежать разногласий в надежде на лучшее взаимопонимание между членами Синодального собрания, происходящими из разных регионов или традиций».

В канун начала работы Синода к папе со своими сомнениями относительно его позиции по важным догматическим вопросам обратились пять кардиналов-традиционалистов. Кардиналы спрашивали об отношении к незыблемости Откровения в меняющихся исторических и социокультурных обстоятельствах.

  • Они попросили четкого ответа, разрешено ли в Церкви благословлять однополые пары, если богословское определение и значение брака как союза женщины и мужчины все еще остаются в силе.
  • Они также неявно утверждали: тезис о том, что суть Церкви — синодальность, может противоречить важности власти папы и коллегии епископов в сообществе верующих.
  • Кроме того, кардиналы спросили: является ли решение святого Иоанна Павла II о запрете таинства рукоположения для женщин по-прежнему догматически обязательным.
  • Наконец, пять кардиналов обратились к вопросу о выражении сожаления и покаянии в грехах: могут ли получить сакраментальное прощение те, кто не намерен менять свое поведение, которое в традиционных терминах церковного учения называлось «греховным»?

Франциск ответил кардиналам:

Сожаление необходимо для важности сакраментального отпущения грехов и предполагает намерение не грешить. Но здесь нет математики, и я должен еще раз напомнить вам, что исповедальня — это не таможня. Мы не хозяева, а смиренные хранители таинств, которые питают верующих, потому что эти дары Господа больше, чем реликвии, которые нужно охранять, они являются помощью Святого Духа в жизни людей.

«Смиренный распорядитель таинств» — это, как предполагает Франциск, не «достоинство и святость», а функция, в которую не вписано «господство» над кем-либо. В своем ответе папа выразил сомнение в том, что многие женщины не могут выполнять функцию священника лучше, чем многие из рукоположенных в настоящее время в Церкви мужчин. Поэтому, по мнению Франциска, стоит исследовать эту казалось бы «окончательно решенную» проблему.

О возможном благословении однополых пар Франциск написал консервативным кардиналам следующие слова:

[…] в наших отношениях с людьми мы не можем отказаться от пастырской любви, которая должна пронизывать все наши решения и отношения. Защита объективной истины — не единственное выражение этой любви, которая также состоит из доброты, терпения, понимания, нежности и ободрения. Поэтому мы не можем быть судьями, которые только отрицают, отвергают, исключают.

Проблем для обсуждения на Синоде огромное количество — это выявилось в процессе подготовки к мероприятию. Конголезский кардинал Фридолин Амбонго, выступавший на пресс-конференции по итогам первой недели заседаний Синода, сказал, что участники все еще слушают друг друга и пытаются понять, «где Церковь сегодня». По его мнению, только на собрании в следующем, 2024-м году, участники Синода смогут перейти к конкретным церковным и богословским темам.

Работа нынешней сессии не предполагает принятия какого-либо итогового документа. Видимо, главной задачей мероприятия остается дать возможность его участникам услышать и осознать проблемы во всей их сложности.

Статья основана на публикациях польских католических СМИ

Список источников:

Ратцингер Йозеф. Ратцингер в 1984 году: «Церковь тихо перестает быть католической». Сибирская католическая газета, 5 января 2017 года.

Baniak Józef. Antykościelny bunt młodych

Najnowsze dane statystyczne Kościoła. URL: Osservatoreromano (it.), 03.03.2023).

Edward Augustyn A. Synod zmieniając ustrój Kościoła, wprowadza go na nieznaną drogę.

Abp Galbas o Synodzie: z jednej strony szkoda, że Kościół boi się tego, co siędzieje w jego centrum

Duda Sebastian. Katalizator schizmy Kardynalskie dubia i odpowiedź papieża.

Nosowski Z. Myriam Wijlens: Synodalność oznacza także rozliczalność.

Nigdy wcześniej uczestnicy Synodu Biskupów w Rzymie nie byli tak zróżnicowani.

Instrumentum laboris — Kościół, który przyjmuje wszystkich i nie likwiduje różnic.

Riccardi Andrea. La Chiesa brucia. Crisi e futuro del cristianesimo. Bari: Laterza, 2021.

Francuski watykanista: nie będzie przewrotu w doktrynie katolickiej.

Pietraszewski Mikołaj. Tak spadła liczba katolików w Polsce. Są oficjalne dane z Narodowego Spisu Powszechnego.

Kościół katolicki w Niemczech umiera w męczarniach W rok stracił 700 tys. członków.

DW. Niemcy. Rekordowa liczba odejść z Kościoła katolickiego.

Tomasz Zalewski, (PAP). Amerykanie stopniowo odchodzą od zorganizowanej religii

Борис Филиппов, кандидат исторических наук